Оценка рисков бизнеса предприятия как необходимость в условиях жесткой конкуренции

Особое место среди различных видов оценочных действий занимает такое направление как оценка рисков бизнеса (так называемая оценка предприятия перед его продажей или покупкой). В данном случае тщательному исследованию подлежит оценка достоверности отраженных в бухгалтерской отчетности данных об имуществе организации и ее различных обязательствах, а также анализ налоговых рисков и рисков связанных с ведением бизнеса компании.

Глава 4

Методика оценки рисков для внешнего и внутреннего аудита разная, поскольку внешний аудитор основное внимание уделяет только рискам аудитора, а внутренний – учитывает и аудиторский риск, и бизнес-риск (Рис. 4.4). Аудиторский риск (АР) – это риск того, что аудитор выскажет несоответствующее аудиторское мнение, если финансовые отчеты содержат существенно искаженную информацию.[141] Аудиторский риск состоит из таких компонентов: — присущий риск (ПР) – риск искажения остатка на счете (или класса операций), который может быть существенным, то есть отсутствие соответствующих мероприятий внутреннего контроля.

Риски учитываемые при оценке бизнеса

Всякий фактор риска порождает соответствующий одноименный риск. Нo иногда один риск может быть порожден целым рядом факторов, изучение которых невозможно без осознания природы риска.

В свою очередь следует понять механизм воздействия фактора, чтобы выработать приемы отражения рисковости ведения данного конкретного бизнеса в его оценке. Ведущим принципом в работе производственного предприятия в условиях рыночных отношений является стремление к получению как можно большей прибыли.

Все риски бизнеса могут быть подразделены на две группы: систематические и несистематические риски.

Систематические риски — это внешние риски бизнеса (риски системы, где работает бизнес): риски конкуренции, нестабильного платежеспособного спроса и др.

Эти риски присущи профильному продукту оцениваемого предприятия, который, в свою очередь, определяет его отраслевую принадлежность.

Метод сценариев предполагает учет рисков бизнеса посредством корректировки прогнозируемых денежных потоков.

Тесты для самопроверки по курсу Оценка бизнеса

а) определение договорной стоимости выкупа акций акционерным обществом у его учредителей; б) обоснование стартовой цены в приватизационном аукционе, на который выставляется пакет акций, принадлежащий государству; в) утверждение проспекта эмиссии акций; г) оценка предприятия-банкрота, представляемая собранию его кредиторов; д) исчисление рыночной стоимости неликвидных финансовых активов предприятия (например, акций закрытых дочерних компаний), с которой в части этих активов взимается налог на имущество; е) планирование цены предложения или цены спроса при подготовке сделок по купле-продаже пакетов акций закрытых компаний?

а) обоснования соотношения, в котором акции дочерних компаний обмениваются на акции центральной компании; б) обоснования соотношений, в которых акции центральной и дочерних компаний обмениваются на акции вновь созданной холдинговой компании; в) оценки эффективности реструктуризации с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности компании? для всего перечисленного выше, так как в случае а) при выведении с рынка акций дочерних фирм невозможно опереться на их рыночную цену (даже когда акции центральной компании обращаются на рынке) в силу того, что эти дочерние компании, как правило, закрытые; в случае б) сталкиваются с тс же ситуацией, с той разницей, что вновь созданная холдинговая компания тоже является закрытой; в случае в) после реструктуризации.

Учет риска при принятии инвестиционных решений можно вести различными способами: а) корректируя денежные потоки компании; б) учитывая риск при расчете ставки дисконтирования.

Традиционно второй способ наиболее применим и теоретически обоснован. Рассмотрим модели расчета ставки дисконтирования с учетом риска, характерного для анализируемых компаний.

Данная модель основана на экспертных оценках разных видов риска, связанных с инвестированием в данное предприятие.

Риски бизнеса — реальные и надуманные

Аналитический центр группы компаний Allianz ежегодно проводит исследование « Барометр рисков предприятий».

Чтобы составить прогноз на 2018 год.

аналитики Allianz опросили 1200 экспертов из 55 стран мира. Понятно. что такие исследования отражают настроения предпринимателей. их опасения и тревожность. Но какое это отношение имеет к реальным рискам и угрозам.

которые можно оценить с помощью различных инструментов? И как такие опросы можно использовать для оценки рисков бизнеса? Эти вопросы мы задавали экспертам в области оценки бизнеса.