Вопрос 5

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции.

Происхождение государства и права

Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции.

Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть.

Лекция 1

Происхождение государства и права – одна из сложнейших проблем современной теории государства и права.

На протяжении всего существования советской власти в России и в других советских республиках, по сути, доминировала одна концепция происхождения, которая была изложена в работе Ф.

Энгельса

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

.

Сегодня, после ухода с мировой политической сцены СССР, а с ним в чистом виде и советской формы государства, ученые-юристы заговорили о самых разных теоретических подходах к проблеме происхождения государства и права – от субстанционального, генезисного и до так называемого факторного.

Первобытный род представляет собой союз личный религиозный или территориальный

Образование общества предшествует государственной организа­ции его жизни.

Было время, когда общество существовало, а госу­дарства не было.

Это объективно подтверждается данными антрополо­гии, археологии, историческими и социологическими исследованиями. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уров­ню развития самого человека как существа общественного.